воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Знахарь дед Василий

  Мы уже привыкли и не удивляемся, когда сплошь и рядом встречаем объявления типа :
«Знахарь (колдун, маг, экстрасенс, ясновидящий и проч.) исцелит от всех болезней, приворожит любимых, избавит от порчи и сглаза, устроит любые дела», и т.п.

 Многие люди обращаются к разного рода целителям, экстрасенсам, гадалкам.

 Между тем мало кто знает, чем отличается например знахарь от колдуна, и что можно делать, а что нельзя, и почему православная церковь отрицательно относится к подобным «специалистам».

 В стародавние времена любой русский крестьянин смог бы точно объяснить, в чем разница между колдунами, знахарями и ведьмами.

 Колдунами и знахарями становятся, ведьмами – рождаются. Ведьмой может родиться проклятый во чреве ребенок. Ведьмы приносят только вред.

 Колдунов делили на две категории. К первой относятся колдуны посылающие болезни, ко второй – вылечивающие от болезней. И те и другие, однако, связаны с нечистой силой. Наука колдовства может передаваться по наследству.
 Совсем иное дело – знахари и знахарки. В народе считается что знахари не имеют дел с нечистой силой. Они лечат людей травами, а травы от Бога. Еще знахари лечат с помощью молитвы,
заговоров и «нашептываний».

 Знакомство с дедом Василием, заставило меня вспомнить, что слово «знахарь» происходит от слова «знать». Дед Василий знает и умеет столько, что при общении с ним возникает порой ощущение чуда. Как можно за одну жизнь, побывать во стольких местах и научиться стольким вещам ?

 Сначала показалось: ничего удивительного – человек живет в тайге, в горах, а значит должен знать жизнь трав и деревьев, повадки зверей, уметь предсказывать погоду, находить тайные тропы. Он жил во многих районах Сибири, Дальнего Востока , в Казахстане, Поволжье и Монголии. За свою жизнь он успел побывать охотником, егерем, проводником, перегонял скот, мыл золото, добывал алмазы и разводил сады.

 Но вот мы беседуем с ним о целительстве, и в речи деда Василия, то и дело всплывают чисто медицинские, строго научные термины. Заходит разговор о вере и обычаях, и дед Василий приводит чисто этнографические примеры из мифологии различных народов. Говорим о искусстве и литературе – и он цитирует Гоголя и Булгакова. Также у меня закрадывается подозрение что он бывал в Эрмитаже, но на прямой вопрос об этом, отвечает туманно, так же как и о своем образовании.

 Собственно о личности деда Василия можно написать отдельную книгу.

 Сам себя он знахарем не называет.
 «Ничего особенного я не знаю, - говорит он. – Просто всё помню…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий